КОММУНИКАТИВНЫЕ МЕТОДИКИ. ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Всем моим дорогим учителям посвящается.
«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь» – писал Александр Сергеевич Пушкин в знаменитом романе «Евгений Онегин». Я не раз задумывалась, почему он написал именно так, ведь в его времена и в его среде образование было на высоком уровне, высшее общество говорило по-французски, для детей богатых помещиков из-за границы «выписывались» учителя-гувернеры.


К сожалению, я уже не могу спросить у Пушкина, что именно он имел в виду, но эта фраза как нельзя лучше подходит и для наших дней. Особенно это касается обучения иностранным языкам. И не важно сколько уроков английского в неделю у вашего сына или дочери, не всегда количество переходит в качество. Выучил – забыл, закончил школу – идешь на курсы. Без английского в наше время не прожить.

 

В чем же дело? Что не так? Почему нельзя все выучить во время, когда ты еще не обременен семьей и повседневными заботами о хлебе насущном. Мы можем долго рассуждать на эту тему и у каждого из вас будет свое мнение, свой рассказ о мытарствах в школе, о постоянной смене учителей и о том, какими не интересными были их уроки.
Когда я решила стать преподавателем, то первым делом пообещала сама себе, что я не буду так преподавать, как преподавали нам в школе. Нужно искать что-то новое, что-то, что может заинтересовать ученика выучить ту или иную тему и уже никогда не забывать ее. Ведь язык – это не предмет, который можно потрогать руками и тем самым помочь себе запомнить как можно больше информации о нем. Я стала изучать опыт преподавателей из других стран, преподавателей – носителей языка и поняла главное отличие между подходами к обучению.
Для нас с вами учитель был главным в действующим лицом в классе. Он рассказывал тему, мы повторяли и, в лучшем случае, делали упражнения на закрепление материала. Нас, так сказать, кормили с ложечки, запихивали как противную манную кашу с комочками знания в наши головы.


Когда мы говорим о коммуникативных методиках, то подразумеваем совсем другой подход к обучению. В этом случае учитель просто указывает направление движения, он регулировщик на перекрестке, а управляете автомобилем вы сами.


Все мы знаем, что при изучении любого иностранного языка сложнее всего запомнить грамматические правила. А что если не учить уже известные правила и определения, а создавать их самим? Как такое возможно, спросите вы. Да очень просто. На примере изучения Past Perfect Tense я покажу вам как это работает.


С моим приятелем случилась неприятная история, он спрятал от жены 15 000 фунтов в старый ботинок, а жена выбросила его в мусорный ящик. В мусорном ящике ботинок пролежал недолго, его тут же отправили на переработку и сожгли в печи вместе с деньгами. Я бы описала эту грустную историю с помощью следующего английского предложения:
My friend’s wife made an expensive mistake when she threw away a pair of shoes: her husband had hidden there 15 000 pounds of savings.


Жена моего друга совершила дорогостоящую ошибку, когда выбросила пару старых ботинок: ее муж спрятал там 15 000 фунтов своих сбережений.
Все действия в этом предложении происходят в прошлом, но одно из них произошло несколько раньше других. Я прошу студентов ответить на следующие вопросы:
1. How many actions are there? Сколько действий описано в этом предложений?
2. Did all of them happen in the past? Все ли они произошли в прошлом?
3. Which of them happen first? Какое действие произошло раньше других?


Студенты начинают перечислять действия, их количество равно количеству глаголов. Мы выстраиваем логическую цепочку, определяем, что было первично.
Очевидно, что сначала мой друг спрятал деньги – had hidden 15 000 pounds, потом жена выбросила ботинки, совершая ошибку – made an expensive mistake when she threw away a pair of shoes.


И только теперь мы вместе определяем, что had hidden и есть то самое Past Perfect Tense, которое используется для описания действия в прошлом перед другим действием в прошлом. Структура времени тоже очевидна, это вспомогательный глагол had плюс глагол в третьей форме. Вот тепер можно попросить студентов составить свои собственные предложения, рассказать нам о чем-нибудь интересном из их жизни, используя Past Perfect.

Итак, я использовала конкретный пример, заставила студентов подумать о количестве действий, определить, когда они все произошли и найти самое первое действие. Студенты сами пришли к выводу, чем отличается это действие от предыдущих, и как именно оно описывается. Я не кормила их с ложечки, только рот открывай, а заставила потрудиться ради результата. А всем известно, что хорошо запоминается именно то, к чему мы приложили усилия, в процессе открытия которого мы участвовали.


В следующих статьях я приведу еще несколько примеров использования коммуникативных методик, покажу как такие сложные грамматические темы, как условные предложения Conditional sentences и страдательный залог Passive Voice можно легко выучить с помощью коммуникативного подхода. Будет интересно!

Sincerely yours,

Elena Golovko,

специально для Онлайн-школы Alfa School Ukraine

Правила

английский по скайпу украина

Оплата

английский по скайпу

Цены

английский по скайпу цены

Контакты

английский по скайпу украина контакты